Фетва о шариатском положении никаба
Муфтий: Профессор, доктор Шоки Ибрахим Аллям
Дата: 28 сентября 2021 года
Номер фетвы: 5748
Вопрос: Каково шариатское положение ношения никаба?
Ответ: Ношение никаба является обычаем, а не шариатским предписанием. Такой фетвы придерживаются египетские организации, уполномоченные выносить фетвы.
Подробности:
Мнения учёных о положении ношения никаба и о границах аурата у женщин:
«Ношение никаба, который закрывает лицо, считается обычаем по мнению большинства факихов (исламских правоведов). Согласно их мнению, мы выносим фетвы, и это не является частью шариатского предписания. Это установлено в мазхабах ханафитов, маликитов, шафиитов и является правильным мнением имама Ахмада ибн Ханбаля и его последователей. Также это решение имама аль-Авзаи и Абу Савра, а также предыдущих учёных, таких как Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах)». Основанием этого является то, что ауратом дя свободной женщины считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Как передаётся в хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Однажды Асма бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, надев на себя одежду из тонкой ткани, и Пророк, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, отвернулся от нее и сказал: «O Асма, поистине, когда женщина достигает возраста половой зрелости, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого, – и он показал на свое лицо и кисти рук».
Мнения учёных разных мазхабов по данному вопросу
Ханафитский ученый Аль-Кудури в «Мухтасар аль-Кудури» отмечает: «Все тело свободной женщины является авратом, кроме её лица, рук и ног» (стр. 26).
Имам Аль-Айни в «Аль-Бинаа Шарх Аль-Хидая» и в «Аль-Муфиде» утверждает: «Относительно открытия ног есть разногласия среди шейхов» (т.2, стр. 126).
Маликитский ученый Имам ад-Дардир в «Аш-Шарх аль-Кабир» пишет: «Все тело свободной женщины является авратом перед посторонним мужчиной, кроме лица и кистей рук» (т. 1, стр. 214).
Имам ад-Дасуки в «Хашия ала аш-Шарх аль-Кабир» поясняет: «Порицательно для женщины закрывать лицо никабом, так как это считается излишней чрезмерностью, если это не является обычаем в их стране (местности). Так как этого не требует великая Сунна» (т.1, стр. 218).
Шафиитский учёный шейх-уль-ислам Закария аль-Ансари в «Асна аль-Маталиб» отмечает: «Аврат свободной женщины в молитве и перед посторонним мужчиной включает всё тело, кроме лица и кистей рук» (т. 1, стр. 174).
Ханбалитский учёный имам Ибн Кудама в «Аль-Мугни» утверждает: «Ей (мусульманке) разрешено открывать лицо и кисти рук, так как их покрытие вызывает трудности, и разрешено смотреть на них ради сватовства» (т.1, стр. 431).
Доводы большинства учёных по поводу границ аурата у женщин
Учёные привели большое количество доводов из Священного Корана. Вот один из них: «И пусть они не показывают своих украшений, кроме того, что видно из него» (сура «ан-Нур», аят 31).
Ибн Аббас (да будет Господь доволен им) поясняет: «Это её лицо и руки».
Доводы из Сунны: В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима от Ибн Аббаса (да будет Господь доволен им) передаётся, что когда аль-Фадль был рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), к ним подошла женщина из племени Хасам, чтобы задать вопрос Посланнику Божьему (да благословит его Аллах и приветствует). (В некоторых версиях передают что она была красивая). Аль-Фадль стал смотреть на неё, и она стала смотреть на него и тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)повернул лицо аль-Фадля в другую сторону, но не попросил женщину закрыть лицо. Если бы лицо было аратом, которое необходимо закрывать, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) попросил бы её закрыть лицо.
Так же в хадисе от Ибн Умара (да будет Господь доволен им) передаётся, что Пророк ﷺ изрёк: «Пусть женщины, совершающие хадж, не покрывают лицо никабом и не надевают перчатки» (привёл имам аль-Бухари).
Большинство учёных считают, что аврат свободной женщины – это всё её тело, кроме лица и кистей рук. Ношение никаба женщиной не является обязательным шариатским предписанием. Такого мнения придерживаются все египетские Дома фетв. Что же касается никаба, то во многих обществах его ношение является обычаем, а не шариатской обязанностью. Одежда, которую носят люди зачастую больше связана с народными обычаями и традициями, а не с религиозными предписаниями.
А Аллах, Свят Он и Велик, знает больше.
Дата: 28 сентября 2021 года
Номер фетвы: 5748
Вопрос: Каково шариатское положение ношения никаба?
Ответ: Ношение никаба является обычаем, а не шариатским предписанием. Такой фетвы придерживаются египетские организации, уполномоченные выносить фетвы.
Подробности:
Мнения учёных о положении ношения никаба и о границах аурата у женщин:
«Ношение никаба, который закрывает лицо, считается обычаем по мнению большинства факихов (исламских правоведов). Согласно их мнению, мы выносим фетвы, и это не является частью шариатского предписания. Это установлено в мазхабах ханафитов, маликитов, шафиитов и является правильным мнением имама Ахмада ибн Ханбаля и его последователей. Также это решение имама аль-Авзаи и Абу Савра, а также предыдущих учёных, таких как Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах)». Основанием этого является то, что ауратом дя свободной женщины считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Как передаётся в хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Однажды Асма бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, надев на себя одежду из тонкой ткани, и Пророк, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, отвернулся от нее и сказал: «O Асма, поистине, когда женщина достигает возраста половой зрелости, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого, – и он показал на свое лицо и кисти рук».
Мнения учёных разных мазхабов по данному вопросу
Ханафитский ученый Аль-Кудури в «Мухтасар аль-Кудури» отмечает: «Все тело свободной женщины является авратом, кроме её лица, рук и ног» (стр. 26).
Имам Аль-Айни в «Аль-Бинаа Шарх Аль-Хидая» и в «Аль-Муфиде» утверждает: «Относительно открытия ног есть разногласия среди шейхов» (т.2, стр. 126).
Маликитский ученый Имам ад-Дардир в «Аш-Шарх аль-Кабир» пишет: «Все тело свободной женщины является авратом перед посторонним мужчиной, кроме лица и кистей рук» (т. 1, стр. 214).
Имам ад-Дасуки в «Хашия ала аш-Шарх аль-Кабир» поясняет: «Порицательно для женщины закрывать лицо никабом, так как это считается излишней чрезмерностью, если это не является обычаем в их стране (местности). Так как этого не требует великая Сунна» (т.1, стр. 218).
Шафиитский учёный шейх-уль-ислам Закария аль-Ансари в «Асна аль-Маталиб» отмечает: «Аврат свободной женщины в молитве и перед посторонним мужчиной включает всё тело, кроме лица и кистей рук» (т. 1, стр. 174).
Ханбалитский учёный имам Ибн Кудама в «Аль-Мугни» утверждает: «Ей (мусульманке) разрешено открывать лицо и кисти рук, так как их покрытие вызывает трудности, и разрешено смотреть на них ради сватовства» (т.1, стр. 431).
Доводы большинства учёных по поводу границ аурата у женщин
Учёные привели большое количество доводов из Священного Корана. Вот один из них: «И пусть они не показывают своих украшений, кроме того, что видно из него» (сура «ан-Нур», аят 31).
Ибн Аббас (да будет Господь доволен им) поясняет: «Это её лицо и руки».
Доводы из Сунны: В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима от Ибн Аббаса (да будет Господь доволен им) передаётся, что когда аль-Фадль был рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), к ним подошла женщина из племени Хасам, чтобы задать вопрос Посланнику Божьему (да благословит его Аллах и приветствует). (В некоторых версиях передают что она была красивая). Аль-Фадль стал смотреть на неё, и она стала смотреть на него и тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)повернул лицо аль-Фадля в другую сторону, но не попросил женщину закрыть лицо. Если бы лицо было аратом, которое необходимо закрывать, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) попросил бы её закрыть лицо.
Так же в хадисе от Ибн Умара (да будет Господь доволен им) передаётся, что Пророк ﷺ изрёк: «Пусть женщины, совершающие хадж, не покрывают лицо никабом и не надевают перчатки» (привёл имам аль-Бухари).
Большинство учёных считают, что аврат свободной женщины – это всё её тело, кроме лица и кистей рук. Ношение никаба женщиной не является обязательным шариатским предписанием. Такого мнения придерживаются все египетские Дома фетв. Что же касается никаба, то во многих обществах его ношение является обычаем, а не шариатской обязанностью. Одежда, которую носят люди зачастую больше связана с народными обычаями и традициями, а не с религиозными предписаниями.
А Аллах, Свят Он и Велик, знает больше.